Навигация
Кинематические передачи Подшипники Соединения Пружины Контактные задачи Задачи на устойчивость
Подшипники
Шариковые подшипники Роликовые подшипники Упорные подшипники Игольчатые подшипники
Материалы
Металлы чёрные Металлы цветные Припои и флюсы Пластмассы Покрытия лакокрасочные Смазки Сортамент
Справочник
Автоматизированные расчёты Допускаемые напряжения

Расчёт подшипников

Основные типы подшипников:

подшипники качения;
подшипники скольжения;
газодинамические подшипники;
гидростатические подшипники;
магнитные подшипники.

Наибольшее распространение в машиностроении получили подшипники качения и подшипники скольжения.

Подшипники качения

Подшипники качения классифицируют по следующим признакам:

а) по форме тел качения: шариковые и роликовые, причем последние могут быть цилиндрическими короткими, длинными и игольчатыми, а так же бочкообразными, коническими и витыми - пустотелыми;

б) по направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил, радиально-упорные – для восприятия радиальных и осевых сил. Подшипники регулируемых типов без осевой нагрузки работать не могут. Упорные, для восприятия осевых сил, радиальную силу не воспринимают. Упорно-радиальные – для восприятия осевых и небольших радиальных сил;

в) по числу рядов тел качения – одно, двух и четырехрядные;

г) по чувствительности к перекосам – самоустанавливающиеся (сферические, позволяют перекос до 3°) и несамоустанавливающиеся;
д) с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца;

е) сдвоенные и др.

Подшипники скольжения

Подшипник скольжения, опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора, подшипника работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки. При расчёте определяются минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжение бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника обеспечивает; низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды и может быть; жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для не металлических подшипников), пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.), твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и газообразной (различные инертные газы, азот и др.). Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

По направлению восприятия нагрузки различают радиальные и осевые (упорные).