Навигация
Кинематические передачи Подшипники Соединения Пружины Контактные задачи Задачи на устойчивость
Подшипники
Шариковые подшипники Роликовые подшипники Упорные подшипники Игольчатые подшипники
Материалы
Металлы чёрные Металлы цветные Припои и флюсы Пластмассы Покрытия лакокрасочные Смазки Сортамент
Справочник
Автоматизированные расчёты Допускаемые напряжения

Шлицевые соединения

По форме поперечного сечения различают три типа соединений.

Соединения с прямобочными зубьями (рис. 1) наиболее распространены в машиностроении. Их можно центрировать по боковым граням шлицов, по наружному или внутреннему диаметру вала. Первый способ применяется при числе зубьев z = 10, 16 и наружном диаметре D < 90 мм для передачи больших крутящих моментов и при отсутствии высоких требований к точности центрирования деталей.

При высоких требованиях к соосности вала и ступицы детали центрируют по наружному диаметру вала (если зубья в ступице получают протягиванием) или по внутреннему диаметру вала. Нагрузочная способность таких соединений ниже, чем при центрировании по боковым поверхностям зубьев из-за менее благоприятного распределения нагрузки между зубьями.

Соединения с эвольвентными зубьями (рис. 2) более технологичны, имеют более высокую прочность (благодаря большому числу зубьев и скругления впадин) и точность. Они могут центрироваться по боковым граням (наиболее распространенный способ) и по наружному диаметру вала.

Соединения с прямобочными и эвольвентными зубьями широко применяют также для направления осевого передвижения деталей, посаженных на вал (например, зубчатых колес в коробке передач). В этом случае твердость поверхности зубьев повышают до HRC 54...60 для уменьшения их износа.

Для неподвижной в осевом направлении посадки на валы дисков турбин, для посадки на валы передвижных косозубых колес используют соединения с винтовыми зубьями, которые уменьшают относительное скольжение диска на валу под нагрузкой и снижают износ.

Соединения с треугольными зубьями (рис. 3) применяют при стесненных радиальных габаритах конструкций.

Шлицевое соединение с прямобочными зубьямиШлицевое соединение с эвольвентными зубьями Шлицевое соединение с эвольвентными зубьями
Рис. 1. Шлицевое соединение с прямобочными зубьями.Рис. 2. Шлицевое соединение с эвольвентными зубьями. Рис. 1. Шлицевое соединение с треугольными зубьями.


Тип соединения Условия
эксплуатации
Поверхность зубьев
без термообработкис термообработкой
см] , МПа
Обычное (с осевой фиксацией)а
б
в
35-50
60-100
80-120
40-70
100-140
120-200
Подвижное без нагрузки а
б
в
15-20
20-30
25-40
20-35
30-60
40-70
Подвижное под нагрузкой а
б
в
-
-
-
3-10
5-15
10-20

Таб. 1. Допускаемые напряжения на смятие боковых поверхностей зубьев шлицевых соединений.


В таблице 1. приведены допускаемые напряжения для различных типов передач при различных режимах работы:
а - условия эксплуатации тяжелые: нагрузка знакопеременная с ударами в обоих направлениях; значительные углы перекоса; смазка отсутствует;
б - условия эксплуатации средние (переменная нагрузка не более 10%; смазка бедная);
в - условия эксплуатации хорошие (статическая нагрузка; переменная нагрузка не выше 5% от статической; угол перекоса осей 5-7'; смазка хорошая).