Добавить в избранное Сделать стартовой  
Регистрация Вход
Навигация
Кинематические передачи
Подшипники
Соединения
Пружины
Контактные задачи
Задачи на устойчивость
Подшипники
Шариковые подшипники
Роликовые подшипники
Упорные подшипники
Игольчатые подшипники
Материалы
Металлы чёрные
Металлы цветные
Припои и флюсы
Пластмассы
Покрытия лакокрасочные
Смазки
Сортамент
Справочник
Допускаемые напряжения




Шлицевые соединения

По форме поперечного сечения различают три типа соединений.

Соединения с прямобочными зубьями (рис. 1) наиболее распространены в машиностроении. Их можно центрировать по боковым граням шлицов, по наружному или внутреннему диаметру вала. Первый способ применяется при числе зубьев z = 10, 16 и наружном диаметре D < 90 мм для передачи больших крутящих моментов и при отсутствии высоких требований к точности центрирования деталей.

При высоких требованиях к соосности вала и ступицы детали центрируют по наружному диаметру вала (если зубья в ступице получают протягиванием) или по внутреннему диаметру вала. Нагрузочная способность таких соединений ниже, чем при центрировании по боковым поверхностям зубьев из-за менее благоприятного распределения нагрузки между зубьями.

Соединения с эвольвентными зубьями (рис. 2) более технологичны, имеют более высокую прочность (благодаря большому числу зубьев и скругления впадин) и точность. Они могут центрироваться по боковым граням (наиболее распространенный способ) и по наружному диаметру вала.

Соединения с прямобочными и эвольвентными зубьями широко применяют также для направления осевого передвижения деталей, посаженных на вал (например, зубчатых колес в коробке передач). В этом случае твердость поверхности зубьев повышают до HRC 54...60 для уменьшения их износа.

Для неподвижной в осевом направлении посадки на валы дисков турбин, для посадки на валы передвижных косозубых колес используют соединения с винтовыми зубьями, которые уменьшают относительное скольжение диска на валу под нагрузкой и снижают износ.

Соединения с треугольными зубьями (рис. 3) применяют при стесненных радиальных габаритах конструкций.

Шлицевое соединение с прямобочными зубьямиШлицевое соединение с эвольвентными зубьями Шлицевое соединение с эвольвентными зубьями
Рис. 1. Шлицевое соединение с прямобочными зубьями.Рис. 2. Шлицевое соединение с эвольвентными зубьями. Рис. 1. Шлицевое соединение с треугольными зубьями.


Тип соединения Условия
эксплуатации
Поверхность зубьев
без термообработкис термообработкой
см] , МПа
Обычное (с осевой фиксацией)а
б
в
35-50
60-100
80-120
40-70
100-140
120-200
Подвижное без нагрузки а
б
в
15-20
20-30
25-40
20-35
30-60
40-70
Подвижное под нагрузкой а
б
в
-
-
-
3-10
5-15
10-20

Таб. 1. Допускаемые напряжения на смятие боковых поверхностей зубьев шлицевых соединений.


В таблице 1. приведены допускаемые напряжения для различных типов передач при различных режимах работы:
а - условия эксплуатации тяжелые: нагрузка знакопеременная с ударами в обоих направлениях; значительные углы перекоса; смазка отсутствует;
б - условия эксплуатации средние (переменная нагрузка не более 10%; смазка бедная);
в - условия эксплуатации хорошие (статическая нагрузка; переменная нагрузка не выше 5% от статической; угол перекоса осей 5-7'; смазка хорошая).