Добавить в избранное Сделать стартовой  
Регистрация Вход
Навигация
Кинематические передачи
Подшипники
Соединения
Пружины
Контактные задачи
Задачи на устойчивость
Подшипники
Шариковые подшипники
Роликовые подшипники
Упорные подшипники
Игольчатые подшипники
Материалы
Металлы чёрные
Металлы цветные
Припои и флюсы
Пластмассы
Покрытия лакокрасочные
Смазки
Сортамент
Справочник
Допускаемые напряжения


auto-kar.net

Расчёты кинематических передач

Зубчатые цилиндрические эвольвентные передачи, внешнего зацепления

Расчёт зубчатых цилиндрических эвольвентных передач внешнего зацепления выполнен в соответствии с ГОСТ 21354-87. Методика расчёта приведённая в ГОСТ 21354-87 распространяется на передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные, внешнего зацепления общепромышленного применения с исходным контуром по ГОСТ 13755-81, модулем m ≥ 1, работающих со смазкой маслом при окружных скоростях v ≤ 25 м/с.

Разрушение зубьев при длительной работе можно в основном подразделять на два вида:
1) поломка зуба от изгиба в зоне его перехода в обод, где имеет место высокая концентрация напряжений (рис. 1);
2) повреждение рабочей поверхности зуба, которое обычно начинается с выкрашивания и может привести к обминанию, задирам и поломке зуба (рис. 2).


Рис.1 Поломка зуба от изгиба.



Рис.2 Выкрашивание поверхности зуба.

У основания недостаточно прочного зуба при повышенной концентрации напряжений (из-за малого радиуса галтели или наличия грубых следов обработки) на растянутой стороне появляется усталостная трещина, которая, постепенно распространяясь в глубь тела зуба и вдоль его основания, приводит к разрушению. При больших контактных напряжениях микроскопические усталостные трещины появляются на поверхности зубьев (обычно на ножках вблизи полюсной линии); развиваясь, эти трещины приводят к выкрашиванию мелких частиц металла и образованию пор и ямок, которые затем сливаются, захватывая все большую часть поверхности, вследствие чего передача выходит из строя.

В некоторых случаях зуб может сломаться или получить недопустимую остаточную деформацию в результате большой кратковременной (даже однократной) перегрузки. Такое статическое разрушение представляет опасность для зубьев из относительно хрупких материалов (например, чугуна) или же для зубьев с очень малым радиусом выкружки у корня, когда пластические деформации сильно локализуются.

У длинных зубьев иногда откалываются углы, что связано с концентрацией нагрузки у кромок. Если отколовшиеся частицы не попадут в зацепление, то оставшаяся часть зуба может продолжать некоторое время работать.

Разрушение поверхности зуба может произойти также вследствие заедания, которое возникает, если из-за большого выделения тепла при трений зубьев и плохом охлаждении значительно повышается температура в зоне контакта. При этом вязкость масла уменьшается, и оно выдавливается зубьями.

Открытые передачи подвержены абразивному износу вследствие попадания между зубьями твердых частиц пыли или грязи. Износ сопровождается утонением зуба и нарушением его поверхности. Зубья рассчитывают:
а) на выносливость и статическую прочность при изгибе
б) на контактную выносливость

Источники

  1. Расчёт на прочность деталей машин: Справочник / И.А. Биргер, Б.Ф. Шорр, Г.Б. Иосилевич. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 702 с., ил.